Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственное управление представляет собой сферу правоотноше-ний, которые складываются между государством и обществом, органами государственной власти, их должностными лицами, государственными слу-жащими и гражданами, их организациями при взаимодействии по поводу осуществления государственной власти и управления делами общества и государства.
Оценка эффективности деятельности органов государственной власти дает возможность определить, насколько правильно выбраны направления управленческой деятельности и какие она дает результаты на практике. Нуж-но отметить, что большинство исследователей, которые заняты вопросами эффективности государственного управления, согласны в едином мнении, что выбор критериев оценки эффективности, как правило, крайне сложен из-за специфики результатов труда, а также поставленных целей и задач перед ор-ганами государственной власти.
Так как органы государственной власти не производят материальной продукции, определить их влияние, на социально-политическое состояние общества и макроэкономические показатели страны оказывается довольно проблематично.
Цель курсовой работы - исследовать эффективность структуры и дея-тельности органов государственного управления Белгородской области.
Задачи курсовой работы:
1 исследовать теоретико-правовые основы государственного управления в Российской Федерации и ее регионах
2 изучить современную структуру органов государственного управления в Белгородской области
3 предложить основные пути повышения эффективности государственного управления в Белгородской области
Предмет исследоания - государственное управление в Российской Федерации и ее регионах.
Объект исследования - Белгородская область.
Глава 1 Теоретико-правовые основы государственного управления в Российской Федерации и ее регионах
1.1Сущность понятия государственного управления, его цели, функции, принципы
Цель является отражением общественных потребностей и интересов общества, продуктом сознания, субъективным отражением объективного. Цели управления – то, что должен достичь субъект управления, конечный результат управленческой деятельности.
Цель государственного управления – отражение общественных по-требностей и интересов. Иерархия целей государственного управления стро-ится на принципе приоритета потребностей и интересов развития общества. Можно выделить следующие виды классификации целей:
1. В зависимости от выполняемых функций:
• общественно-политические – вовлечение в управление всех политиче-ских сил в стране, поддержание процессов в обществе и государстве, способ-ствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;
• организационно-правовые – формирование правовой системы, спо-собствующей реализации основных функций государства и решению его за-дач при помощи демократических институтов и механизмов правового госу-дарства, а также организационно-функциональных образований;
• производственно-обеспечительные – обеспечение прав и свобод граж-дан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необхо-димого уровня благосостояния, создание и поддержание производственной активности управляемых объектов;
• социально-экономические – упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов; достижение экономического благосо-стояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;
• духовные – восстановление духовных и культурных ценностей;
• информационно-разъяснительные – отработка знаний, мотивов и сти-мулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей, и обеспечение необходимой информацией.
2. Связанные с качеством общества, его сохранением и преобразовани-ем – стратегические цели. Делятся на: оперативные – фиксируют крупные блоки действий; тактические – определяют каждодневные, конкретные дей-ствия.
3. По объему: общие и частные.
4. По результатам: конечные и промежуточные.
5. По времени: отдаленные, близкие и непосредственные.
Принципы государственного управления – это основные теоретические положения, идеи, руководящие правила, отражающие объективные законо-мерности развития общества и государства, объединяющие наиболее суще-ственные стороны организации государственного управления. В них находят отражение основные требования к построению системы органов государ-ственного управления и выбору методов осуществления функций государ-ственного управления. Принципы государственного управления носят объек-тивный характер, т.е. не зависят от воли и конкретных действий людей, заня-тых в сфере государственного управления.
В системе государственного управления различают:
-общие принципы;
-организационные принципы.
Общие принципы носят общесоциальный характер и не зависят от уровня и места органа государственного управления и занимаемой тем или иным работником должности. Их действие распространяется на всю сферу государственного управления и они должны использоваться везде и всегда, где и когда речь идет о государственном управлении. Всего может быть вы-делено восемь таких принципов.
Принцип научности означает необходимость применения при осу-ществлении государственного управления новейших достижений управлен-ческой науки. Он проявляется через анализ сложившихся ситуаций с помо-щью научных методов, выявление актуальных проблем; прогнозирование с применением современных научных методов, разработку планов действий и выбор оптимальных вариантов решения через комплексный, системный под-ход к решению возникающих проблем и задач, а также через совершенство-вание организационных структур в системе государственного управления и через научную организацию труда в органах государственного управления.
Принцип целостности заключается в сохранении единства государ-ственного организма с целью обеспечения нормального функционирования всех звеньев народного хозяйства. Это означает недопущение изолированно-сти отдельных государственных объектов, сохранение единых целей и задач при функционировании и развитии государственного управления.
Принцип децентрализации требует рационального сочетания централи-зованного руководства и местного самоуправления, передачи значительной части функций местным органам за исключением в основном тех, которые они не могут выполнить в силу своей специфики. Этот принцип направлен на развитие местного самоуправления и отработку эффективного механизма взаимодействия центральных органов государственного управления с систе-мой органов местного (регионального) управления и самоуправления.
Принцип динамизма форм собственности провозглашает равные усло-вия существования и развития всех форм собственности. Особое внимание в переходный период необходимо уделять государственной собственности. Нужна реорганизация системы управления этой собственностью путем поис-ка новых форм участия общественности в этом процессе, а не только увлече-ние приватизацией.
Принцип сочетания функционального и программно-целевого управ-ления требует учета степени развития рыночных отношений в государстве и по мере их развития снижения роли централизованного планирования и управления и возрастание роли индикативного планирования и управления маркетингом. Задания субъектам хозяйствования должны устанавливаться не по объемам производства, особенно в натуральном выражении, а по выручке от реализации (продажи) продукции, работ, услуг.
Принципы экономичности и эффективности констатирует необходи-мость создания экономной структуры управления, без лишних звеньев, с ми-нимальными затратами на её функционирование, привлечения истинных профессионалов к работе в органах государственного управления и осво-бождение этих структур от случайных людей.
Принцип адаптивности и динамичности означает способность системы управления своевременно реагировать на изменения внешних и внутренних условий, приспосабливаться к изменившейся ситуации без революционных, коренных изменений в структуре и функциях органов государственного управления.
Принцип стабильности и устойчивости развития требует обеспечения устойчивого последовательного развития народного хозяйства в соответ-ствии с целевыми установками руководства, выполнение планов, достижение целей по всей иерархии системы или дерева, целей государственного управ-ления на том или ином этапе экономического развития страны. Для этого необходимо способствовать созданию внутрисистемного информационного пространства, развитию интеграции в мировые экономические структуры, содействовать созданию конкурентной среды, выходу субъектов хозяйство-вания на мировые рынки и их участию в международном разделении труда.
Кроме общих, в государственном управлении используются также ор-ганизационные принципы государственного управления.
Отраслевой принцип обеспечивает единство государственной политики, проводимой в отрасли; рациональное использование сил и средств, единооб-разное решение общих для всех отраслей вопросов и проблем. Это основной принцип в организации аппаратов и служб, осуществляющих исполнитель-ную деятельность.
Территориальный принцип заключается в формировании аппарата ис-полнительной власти на территориальной основе. Он обеспечивает ком-плексное
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019)
2. Закон Белгородской области от 10 июля 2007 года N 133 О регу-лировании градостроительной деятельности в Белгородской области (с изме-нениями на 3 декабря 2018 года)
3. Указ Президента РФ от 25.04.2019 N 193 "Об оценке эффективно-сти деятельности высших должностных лиц (руководителей высших испол-нительных органов государственной власти) субъектов российской федера-ции и деятельности органов исполнительной власти субъектов российской федерации"
4. Андреев, А. В. Региональная экономика / А.В. Андреев, Л.М. Бо-рисова, Э.В. Плучевская. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 464 c.
5. Белокрылова, О.С. Региональная экономика и управление: Учеб-ное пособие / О.С. Белокрылова, Н.Н. Киселева, В.В. Хубулова. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 240 c.
6. Введение в экономическую географию и региональную экономи-ку России / А.А. Винокуров и др. - М.: Владос, 2015. - 552 c.
7. Введение в экономическую географию и региональную экономи-ку России. В 2 частях. Часть 1. - М.: Владос-Пресс, 2015. - 432 c.
8. Введение в экономическую географию и региональную экономи-ку России. В 2 частях. Часть 2 / А.А. Винокуров и др. - М.: Владос-Пресс, 2016. - 352 c.
9. Винокуров, А.А. Введение в экономическую географию и регио-нальную экономику России. Часть 1 / А.А. Винокуров. - М.: Книга по Требо-ванию, 2016. - 432 c.
10. Винокуров, А.А. Введение в экономическую географию и регио-нальную экономику России. Часть 2 / А.А. Винокуров. - М.: Книга по Требо-ванию, 2016. - 352 c.
11. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики / А.Г. Гранберг. - М.: ГУ ВШЭ; Издание 4-е, стер., 2015. - 495 c.
12. Ермошина, Г.П. Региональная экономика: Учебное пособие / Г.П. Ермошина; Под ред. В.Я. Поздняков. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 576 c.
13. Ивасенко, А.Г. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы для бакалавров / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. - М.: КноРус, 2015. - 320 c.
14. Ильина, И.Н. Региональная экономика и управление развитием территорий: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И.Н. Ильина, К.С. Леонард, Д.Л. Лопатников и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 351 c.
15. Институциональная экономика / ред. Д.С. Львов. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 318 c.
16. Казакова, Татьяна Евграфовна; Региональная Экономика / Каза-кова Татьяна Евграфовна;. - Москва: ИЛ, 2016. - 593 c.
17. Казакова, Татьяна Евграфовна; Региональная Экономика И Управление / Казакова Татьяна Евграфовна;. - Москва: Высшая школа, 2016. - 574 c.
18. Кашаев, А.Н. Бухгалтерский учет в условиях перестройки управ-ления экономикой / А.Н. Кашаев, Я.И. Цвейбах, О.М. Островский, и др.. - М.: ГНОМ и Д, 2016. - 176 c.
19. Конюховский, П. Математические методы исследования операций в экономике / П. Конюховский. - М.: [не указано], 2015. - 909 c.
20. Кризис есть кризис: Лидеры российской и мировой экономики о путях выхода из кризиса. - М.: Эксмо, 2015. - 272 c.
21. Кузнецов, Н.Г. Региональная экономика. Демографическая и ми-грационная политика (для бакалавров): Учебное пособие / Н.Г. Кузнецов. - М.: КноРус, 2014. - 176 c.
22. Курнышев, В.В. Региональная экономика. Основы теории и мето-ды исследования: Учебное пособие / В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова. - М.: КноРус, 2014. - 272 c.
23. Мировая экономика и международные экономические отношения. - М.: Эксмо, 2015. - 320 c.
24. Неровня, Т.Н. История экономики в вопросах и ответах / Т.Н. Неровня. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 320 c.
25. Носова, С.С. Региональная экономика (для бакалавров) / С.С. Носова. - М.: КноРус, 2014. - 272 c.
26. Носова, С.С. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования / С.С. Носова. - М.: КноРус, 2014. - 272 c.
27. Попов, Ю.П. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы (для бакалавров) / Ю.П. Попов. - М.: КноРус, 2014. - 320 c.
28. Растова, Ю.И. Федеральные округа России. Региональная эконо-мика (для бакалавров): Учебное пособие / Ю.И. Растова, С.А. Фирсова. - М.: КноРус, 2014. - 360 c.
29. Региональная экономика / В.Н. Чапек и др. - М.: Феникс, 2016. - 256 c.
30. Региональная экономика и пространственное развитие. В 2 томах. Том 1. Региональная экономика. Теория, модели и методы. Учебник. - М.: Юрайт, 2015. - 400 c.
31. Региональная экономика и пространственное развитие. Учебник. В 2 томах. Том 2. Региональное управление и территориальное развитие. - М.: Юрайт, 2015. - 464 c.
32. Региональная экономика. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 672 c.
33. Региональная экономика: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 463 c.
34. Региональная экономика: Учебник / Под ред. Т.Г. Морозовой. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 527 c.
35. Романов Информационные системы в экономике (лекции, упраж-нения и задачи) / Романов, Анатолий Николаевич; Одинцов, Ефимович Бо-рис. - М.: Вузовский учебник, 2015. - 300 c.
36. Самсоненко, Г. Г. Региональная экономика и управление / Г.Г. Самсоненко, А.В. Соляр. - М.: ИВЭСЭП, 2016. - 192 c.
37. Тихомирова, И. Инвестиционный климат в России: региональные риски / И. Тихомирова. - М.: Издатцентр, 2015. - 320 c.
38. Фетисов, Г. Г. Региональная экономика и управление / Г.Г. Фети-сов, В.П. Орешин. - М.: РИОР, 2016. - 160 c.
39. Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление: Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 416 c.
40. Черняк, В. Популярная история экономики и бизнеса / В. Черняк. - М.: Вече, 2016. - 512 c.
41. Янин, А. Н. Региональная экономика и управление / А.Н. Янин. - М.: Проспект, 2016. - 248 c.